А зачем, по вашему мнению, можно и нужно участвовать в конкурсах?
Это просто интересно, не более того. Сомневаюсь, что из этого вышел бы какой-то практический толк, что-то хрустящее. Для дизайнеров – это трамплин, возможность самоутвердиться, поднять статус. Но для компании – это лишь тиражирование идеи в массы, которую все тут же начинают копировать.
А конкурс – лишь традиция, что-то вроде гамбургского счета, когда каждый участник рынка демонстрирует свои навыки, свой уровень, свои таланты коллегам. И в итоге получает лишь одно, но самое главное – авторитет профессионала.
То, что ваши идеи копируют – это большая проблема?
Здесь ситуация очень похожа на книжный бизнес, из которого мы пришли. Как только книга стала бестселлером, мгновенно появляется куча клонов с подобным сюжетом, аналогичной обложкой, с похожим именем автора. Никому не стыдно, не срамно – все «зарабатывают».
И на рынке подарков мы с этим столкнулись сразу же. Это беда рынка – тотальное неуважение к авторскому праву. Мы патентуем свои разработки (конструкцию упаковки), а дизайн – это объект авторского права. И, тем не менее, каждый год мы ловим кого-нибудь за руку. Российское законодательство очень жесткое, суды идут навстречу правообладателям (если патент на руках – результат однозначный). Даже сотрудники УБЭПа очень понимающе к нам относятся – я советуюсь с ними перед визитом к очередному нарушителю – когда юридическая сторона дела прозрачна, они готовы подключиться немедленно. Но до сих пор до «кровопролития» ни разу дело не дошло – и типографии, и рекламщики сразу снимали с продажи клоны после первого же официального письма. И это правильно – УБЭП, затем иск, суд с участием нашего патентного поверенного, наложенный арест на оборудование, на котором производился контрафакт – если предъявить претензии в разгар сезона, все это обанкротит любую компанию за пару месяцев. Никто себе не враг.
Но в целом – это не тенденция, это разовые исключения из правил. Я думаю, что на рынке нет конкуренции, по крайней мере, среди производителей. У «Открытой книги» нет конкурентов, потому что мы никого не копируем. Хороших, работающих (именно так) бизнес-подарков не хватает, и мы тоже не можем всех охватить, в сутках – только 24 часа. Когда посмотришь, что иной раз дарит партнерам большая уважаемая компания, которая каждый день на экранах и в новостях – это просто слезы. Это просто выброшенные деньги. Ноль креатива, просто освоенный бюджет. Жаль, а что делать – я могу только, пользуясь этим случаем, пригласить рекламные агентства к нам – приходите, мы вам все придумаем.
Расскажите о проекте «Мельдоний», кто его автор? Как был придуман огромный блистер?
Я придумал его сам. Проект «Мельдоний» – просто шутка, пародия, мы ведь не медикаменты выпускаем. С точки зрения рекламы, это правильное использование информационного потока, которым уже залили весь мир. И большой блистер, как чрезмерно раздутый пузырь скандала – лишь необычная упаковка, которая должна привлечь внимание.
А главным объектом внимания в итоге должен стать сайт компании «Подарки Природы» (ecologift.ru), для которой и делался этот корпоративный подарок. Мне кажется, это очень правильная компания – и с точки зрения пользы для страны и людей (они занимаются продвижением экопродукции из дальних регионов России), и по критериям нашего подарочного рынка.
Вообще, за концепцией экоподарков будущее. Можно дарить необычные полезные сувениры: фиточаи с Алтая, чечевицу из горного Дагестана, мед из Башкирии, варенье из Краснодара и т.д. В этих продуктах нет химии, при их производстве не наносится вред окружающей среде – все собирается в лесу или производится на ферме. Ко всему прочему это чертовски дешево. А чтобы превратить эти полезные продукты в бизнес-сувениры, мы разрабатываем стильную оригинальную упаковку.